Разработан проект нового УПК

пшенка, генеральный прокурор украиныВ распоряжении Ъ оказался проект нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК), подготовленный администрацией президента (АП). Он меняет модель уголовной юстиции, предусматривая значительное усиление роли суда в уголовном процессе и расширение прав защиты. Согласно документу органами, которые будут уполномочены на проведение следствия, являются подразделения МВД, СБУ и налоговой милиции, однако окончательно органы прокуратуры лишатся следственной функции только через три года после вступления кодекса в силу.

Подготовкой реформы уголовной юстиции в администрации президента занимаются с августа 2010 года. Вчера Ъ удалось ознакомиться с проектом нового УПК, разработанного АП. Это предварительный проект, с которым пока, помимо чиновников АП, знакомы лишь руководители правоохранительных органов и члены парламентского комитета по вопросам правосудия. Проект кодекса еще не зарегистрирован в Раде. В документе, имеющемся в распоряжении Ъ (насчитывает 10 глав и 157 страниц), указано, что текст УПК будет уточняться после получения замечаний и предложений правоохранительных и судебных органов.

Главное новшество реформы уголовной юстиции состоит в расширении прав защиты и усилении роли суда в процессе расследования уголовных дел и фиксации доказательств. «В новой модели суд будет той площадкой, где прокурор уравнивается в правах с защитником, они оба имеют право подавать доказательства и инициировать проведение следственных действий»,— сказал Ъ глава подкомитета Верховной рады по вопросам уголовно-процессуального законодательства Святослав Олийнык. За счет этого будет соблюдаться принцип состязательности и равного доступа к материалам дела прокурора и адвоката, соблюдение которого является едва ли не наиболее важным новаторством нового УПК. «Задача реформы как раз и заключалась в введении принципа состязательности процесса»,— отметил господин Олийнык. По его словам, этот проект УПК является «более прогрессивной моделью». «Но все зависит от того, сколько от этой модели останется после работы правоохранительного лобби в Раде»,— подчеркнул он.

Председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Владимир Фесенко сказал Ъ, что с проектом нового УПК он пока подробно не ознакомился. «Роль суда должна остаться той же: он должен быть ближе к людям — этим следует руководствоваться разработчикам нового Уголовно-процессуального кодекса. Если проект будет в интересах людей, мы будем его поддерживать, но там (в проекте УПК.—Ъ) есть и некоторые положения, не совсем отвечающие тем требованиям, которые мы предъявляем»,— отметил господин Фесенко.

Согласно новому проекту УПК, сужается круг ведомств, которые имеют право проводить досудебное расследование. К ним будут отнесены следственные подразделения МВД, СБУ и налоговой милиции Государственной налоговой службы. Как известно, на сегодняшний день следственная функция находится также у органов прокуратуры. Вместе с тем в переходных положениях УПК указано, что ряд преступлений, а именно — совершенные сотрудниками СБУ, органов прокуратуры, МВД и должностными лицами, «занимающими особо ответственное положение», останется в ведении следственных органов прокуратуры еще три года после вступления нового УПК в силу.

При этом меняется роль прокурора в уголовном процессе, который теперь фактически становится руководителем следствия и будет отвечать за весь процесс: от начала расследования до вынесения приговора в суде. При этом, надзирая за ходом расследования, прокурор сможет влиять на него. Так, согласно проекту УПК (ст. 38), прокурор будет иметь право, в частности, «давать следователю, органу досудебного расследования указания относительно осуществления следственных (розыскных) действий или негласных следственных (розыскных) действий», принимать участие в проведении следственных действий, «инициировать перед руководителем органа досудебного расследования вопрос об отстранении следователя от проведения досудебного расследования». При этом руководители органов досудебного следствия «обязаны выполнять поручения и указания прокурора, которые даются в письменной форме». «В новой модели усиливается роль прокуратуры в отношении надзора, контроля за следствием, но самого следствия в прокуратуре не будет. Все процедурные действия будут связаны именно с судом, да и само следствие фактически перейдет в суд»,— кратко охарактеризовал новую модель в разговоре с Ъ глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов.

Меняется и список мер пресечения, которые могут быть избраны подозреваемому или обвиняемому. Так, новым УПК предлагается ввести такие меры пресечения, как «личное обязательство» («заключается в возложении на подозреваемого, обвиняемого обязательства выполнять возложенные на него следственным судьей, судом обязанности») и «домашний арест» («заключается в запрете подозреваемому, обвиняемому покидать жилье круглосуточно или в определенный период суток»). Следует отметить, что в условиях домашнего ареста по отношению к лицу, которому избрана такая мера пресечения, могут применяться «электронные средства контроля». Вместе с тем разработчики нового УПК предлагают избавиться от такой широко распространенной сейчас меры пресечения, как подписка о невыезде.

Кроме того, проектом вводится понятие сделки, которая может быть заключена как между потерпевшим и подозреваемым, так и между прокурором и подозреваемым либо обвиняемым о признании виновности. «В соглашении о признании виновности указываются… безоговорочное признание подозреваемым (обвиняемым) своей виновности в совершении уголовного правонарушения; обязанности подозреваемого (обвиняемого) относительно сотрудничества в открытии уголовного производства, совершенного другим лицом; согласованное наказание и согласие подозреваемого (обвиняемого) на его назначение; последствия заключения и утверждения сделки, последствия невыполнения и неполного выполнения сделки»,— говорится в ст. 468 проекта УПК.

В администрации президента проект УПК пока не комментируют по существу, отмечая, что это еще не последний вариант кодекса. «24 апреля истек срок предоставления правоохранительными органами постатейных замечаний к кодексу. Сразу после майских праздников мы планируем провести заседание рабочей группы, созданной при президенте, после чего планируем отправить проект кодекса на экспертизу в Венецианскую комиссию,— рассказал Ъ советник президента—руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП Андрей Портнов.— После Венецианской комиссии мы рассчитываем на законодательную инициативу главы государства перед парламентом». По его словам, на рассмотрение Верховной рады, помимо УПК, будет внесен законопроект «Об адвокатуре», а также проект закона о внесении изменений в закон «О прокуратуре».

По материалам: 

Поделиться в соц. сетях:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.