Лидия Изовитова: «Время требует от адвокатуры доказать свою зрелость»

ИзовитоваОпыт показывает: какой бы тщательной ни была подготовка к каким-то системных изменений, предусмотреть «на старте» все возможные последствия таких изменений невозможно.

Любой закон или свод законов, как бы не работали над ним ученые и эксперты в ходе разработки, сразу после вступления в силу не будет содержать ответов на все вопросы и будет иметь определенные пробелы, которые можно устранить только после наработки определенной практики.

Не стало исключением и законодательство, регламентирующее порядок организации адвокатской деятельности. Год назад вступил в силу Закон Украины от 05.07.12 г. № 5076-VI «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 1, который в корне изменил подходы к осуществления адвокатской деятельности и реализации адвокатского самоуправления в нашем государстве. О том, что именно изменил новый закон в украинском адвокатуре, мы узнали у председателя Национальной ассоциации адвокатов Украины и Совета адвокатов Украины, заслуженного юриста Украины Лидии Изовитовой.

Ред.: Лидия Павловна, учитывая, что Закон № 5076 регулирует деятельность почти сорока тысяч юристов, сложно даже представить, какое количество впечатлений, жалоб и предложений, связанных с реализацией этого нормативного правового акта приходится обрабатывать всеукраинским органам адвокатского самоуправления. Можно уже говорить о каком-то общем восприятии этого Закона адвокатами?

Л.П.: Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельность» является прогрессивным и опережает на много лет сегодняшнее состояние развития украинской адвокатуры, а это означает, что он содержит в себе значительный потенциал для ее модернизации и совершенствования в долгосрочной перспективе. Прежде всего, новый закон удовлетворил основное стремление адвокатов — невмешательство государства в жизнь адвокатуры, без чего невозможно обеспечить независимость адвокатской профессии. Впрочем, еще не все адвокаты осознали, что право адвокатуры быть независимым институтом корреспондируется с серьезной ответственность: теперь каждый отдельный адвокат отвечает не только за себя, но и за свой профессиональный цех в целом.

Важно также, что новый Закон существенно ужесточил гарантии адвокатской деятельности, в частности, в части специального порядка проведения отдельных процессуальных действий в отношении адвокатов — за счет участия представителей органов адвокатского самоуправления. Сегодня перед органами адвокатского самоуправления стоит ряд серьезных задач по урегулированию отдельных порядков и процедур, формирование Единого реестр адвокатов Украины, налаживание нормальной работы по допуску к профессии адвоката, организации повышения квалификации адвокатов, рассмотрения жалоб на адвокатов, реагирования на игнорирование адвокатских запросов, ревизионной работы. Итак, каждый, кого адвокаты делегировали в органы самоуправления, должен понимать, что это не только почетная миссия, а конкретные обязанности, ежедневная работа и ответственность.

Ред.: Согласно п. 4 п. 1 Заключительных положений Закона № 5076, Единый реестр адвокатов Украины должен заработать не позднее 16.01.14 г. Однако сегодня возникает немало вопросов по ведению этого Реестра, причем не только у рядовых адвокатов, но и у тех, кто должен отвечать за ведение Реестра. Не могли бы Вы хотя бы приблизительно очертить наиболее типичны проблемы и рассказать о последствиях, которые могут наступать для адвокатов в случае не разрешения этих проблем до 16 января?

Л.П. : Вы ошибаетесь. Единый реестр адвокатов Украины должен был заработать и заработал через пять месяцев после вступления Закона в силу, а именно с 16 января 2013 г. А с 16 января 2014 г., то есть через год с момента начала функционирования ЕРАУ, судьи, следователи будут требовать обязательные выдержки из него с мокрыми подписью председателя и печатью совета адвокатов региона для допуска адвокатов к участию в уголовных процессах в качестве защитников. Неверно также связывать наступления 16 января 2014 с «типичными» проблемами адвокатов. Адвокаты, получили свидетельства на право занятие адвокатской деятельностью до вступления Закона в силу, обязаны подтвердить сведения о себе в ЕРАУ до 31 января 2013 года. Какие последствия уже наступили для тех, кто этим долгом пренебрег? С точки зрения положений нового Закона, такой адвокат не может участвовать в конференциях адвокатов региона, в формировании органов адвокатского самоуправления, а следовательно, не будет их членом. Таким образом, дата, о которой вы упомянули, — 16 января 2014 — дата только для подтверждения статуса адвоката про его участии в уголовном производстве, и не более. Проблемой для адвоката может стать решение Совета адвокатов Украины об установления даты, после которой подтверждения данных про адвокатов, получивших свидетельства и не подтвердивших свои данные до этой даты, станет невозможным. Теперь адвокаты, которые до 31 января 2013 не подтвердили данные о себе в ЕРАУ, должны объяснить, почему они не выполнили решения органа адвокатского самоуправления.

Ред. : Сегодня адвокаты до конца не понимают и ситуацию со своими удостоверениями. Когда адвокаты могут рассчитывать на получение « профессиональных» удостоверений нового образца?

Л.П.: Сейчас это действительно проблема. Совет адвокатов Украины утвердила образец удостоверения адвоката и заключила договор на их изготовление для всех адвокатов Украины, поскольку удостоверение должно быть единого образца, а изготовление небольшого количества удостоверений экономически невыгодно. Учитывая техническую сложность изготовления таких удостоверений (офсетная печать, возможность внесения биометрических данных, голографическая защита), САУ позволила адвокатам к 1 сентября 2013 использовать «старые» права. САУ обратилась к главам всех советов адвокатов регионов с просьбой предоставить данные адвокатов, в том числе их фотографии, в цифровом формате для изготовления удостоверений. На сегодня такие данные поступили от нескольких регионов в целом на 31 адвоката. Мы понимаем, что адвокатов, возможно, не информируют о необходимости предоставить соответствующие материалы, хотя, например, объявление, размещенное Советом адвокатов Львовской области и изложенное адвокатами в социальных сетях, свидетельствует об обратном. Таким образом, решение этого вопроса сейчас зависит исключительно от дисциплинированности самих адвокатов. При этом проблема, требующая немедленного решения, — сбор данных, формирование соответствующих файлов и их отправка советами адвокатов регионов в НААУ. Очевидно, срок пользования ранее выданным удостоверениям придется продолжать.

Ред.: Сегодня особенно дискуссионными являются вопросы о том, а нужно взимать плату за стажировку, о порядке ее установления, размер, процедуру оплаты. Пришло ли  руководство органов адвокатского самоуправления к какому-то согласию по этим вопросами и когда адвокаты могут рассчитывать на окончательную редакцию этого порядка?

Л.П.: Закон определяет, какие средства должна платить лицо за сдачу квалификационного экзамена, указывает на то, что свидетельство о сдаче квалификационного экзамена, свидетельство на право занятия адвокатской деятельностью, удостоверение адвоката предоставляются бесплатно. Вопрос других взносов, считаем, могут регулироваться органами адвокатского самоуправления, поскольку соответствующие запреты в Законе отсутствуют. Порядок прохождения стажировки предусматривает, что лицо, которое стремится к профессии, должна пройти стажировку в течение 550 часов. Согласно Закону это должно происходить в свободное от основной работы время. А потому за пределами рабочего времени руководит стажировкой и адвокат. При этом руководитель стажировки, контролируя стажера, учит его стратегии и тактикам защиты, методам ведения дела, тратит свое время. Следовательно, эта его деятельность не может быть бесплатной. Кроме того, огромная работа должна проводиться советами адвокатов регионов. Стажировка будет осуществляться по разработанным советом адвокатов региона индивидуальному плану в зависимости от практического опыта. Отдельно для стажеров должна проводиться обучение, организованное и советами адвокатов регионов и НААУ в целом. На такое обучение стажеров и организации их стажировки не могут тратиться взносы адвокатов, целевое назначение которых согласно Закону — взносы адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления. Взнос за прохождение стажировки распределяться пропорционально между советом адвокатов региона и НААУ. В случае если законодательно будет решено по-другому и стажер не будут платить взносы за стажировку, то надеемся, что средства на стажировку предоставит государство. Ведь стажировки является проверкой способности лица самостоятельно осуществлять адвокатскую деятельность и поэтому государство, гарантирует защиту прав человека, не должна допустить к такой защите лиц, профессиональную готовность которых к этому не проверено. Заставить адвоката быть руководителем стажировки никто не сможет. Сегодня, чтобы стать руководителем стажировки, нужно иметь 5-летний стаж адвокатской деятельности, подать заявление в совет адвокатов региона с указанием, в каких отраслях права адвокат осуществляет свою деятельность. Совета адвокатов регионов будут вести реестры руководителей стажировки и своим решением будут включать адвоката в такой реестр. Стажер, кроме руководителя стажировки, за дополнительный вклад сможет выбрать для себя еще несколько адвокатов, которые дополнительно будут его стажировать по ведению отдельных категорий дел (например, налоговых, корпоративных, интеллектуальной собственности и т.п.), но в любом случае это будет происходить с ведома и под контролем руководителя стажировки и советы адвокатов региона.

Ред. : В ряде регионов до момента утверждения Порядка, обязательного для всех, были утверждены свои локальные процедуры стажировку у действующего адвоката. Определенное количество будущих адвокатов уже приступила к стажировке или прохождения практики на условиях, определенных региональными порядками. Что делать таким лицам?

Л.П.: Лица, которые начали стажироваться на других условиях до утверждения нового Порядка, продолжают стажироваться на ранее определенных условиях.

Ред. Решением Совета адвокатов Украины от 16.02.13 г. № 85 был утвержден еще один системный документ — «Порядок повышения квалификации адвокатами Украины». Но немало адвокатов упустили это событие из своего внимания, а потому недостаточно хорошо осознают, по каким правилам им теперь нужно учиться для повышения своего уровня.

Л.П.: Порядок повышения квалификации размещен на сайте НААУ. Каждый адвокат обязан получить не менее 30 зачетных баллов, в том числе не менее 5 зачетных баллов за обучение по вопросам этики и стандартов профессиональной деятельности в течение учетного периода который составляет 3 года, при этом адвокат должен получить не менее 10 зачетных баллов каждый год. Повышение квалификации адвокатами подлежит оценке советами адвокатов регионов, по результатам которого адвокату выдается свидетельство о повышении квалификации. Повышение квалификации осуществляется по аккредитованным программам высших учебных заведений, а также в других формах. Следует обратить внимание, что для получения сертификата по вопросам повышения квалификации в других формах, который даст право на зачисление учетных баллов, нужно, чтобы это обучение осуществляли сертифицированные лица, кроме случаев, когда меры по повышению квалификации адвокатов организуются Координационным центром по оказанию правовой помощи и центрами по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Совет адвокатов Украины создал Экспертный совет, который в ближайшее время начнет аккредитацию профессиональных программ и сертификации лиц, имеющих право проводить повышение квалификации адвокатов, а особенности сотрудничества между центрами и советами адвокатов регионов по вопросам повышения квалификации адвокатов планируется урегулировать в соответствующем меморандуме между НААУ и Министерством юстиции.

Ред.: Почему возникла необходимость подписания такого меморандума, какие еще вопросы планируется в нем урегулировать? Как Вы в целом оцениваете работу системы бесплатной правовой помощи?

Л.П.: Такое предложение поступило от Минюста и была высказана его представителем на заседании САУ 27 июля 2013. САУ приняла решение поддержать это предложение и определила своих представителей для подготовки текста меморандума, от Минюста за это отвечает Координационный центр по оказанию правовой помощи. Потребность в таком документе очевидна. Украина не пошла более жестким путем, который избрали многие другие государства в Европе и мире, и не создала специального института государственных защитников с отдельным статусом, отличным от статуса других адвокатов. Не последнюю роль в этом свое время сыграла позиция адвокатуры и, в частности, Союза адвокатов Украины. Таким образом, адвокатура у нас не разделена, и при заключении контрактов о предоставлении бесплатной правовой помощи адвокат и государство равные стороны, партнеры, а адвокат, осуществляющий защиту за счет государства, имеет такой же статус, как все другие адвокаты. Таким образом, не нарушается принцип независимости адвокатской деятельности, и поэтому нашу систему бесплатной правовой помощи считают одной из самых либеральных в Европе. Такой багаж важно сохранить. Кроме того, возникает ряд вопросов чисто практического характера на грани полномочий органов государственной власти и органов адвокатского самоуправления, которые целесообразно урегулировать именно совместным актом. К Меморандуму планируется включить ряд вопросов. В частности, о сотрудничестве в области оценки качества предоставления бесплатной правовой помощи, обмена информацией между Единым реестром адвокатов Украины и реестрами адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь, информирование граждан о праве на защиту, в том числе, за счет государства. Это позволит сделать систему предоставления бесплатной правовой помощи, за такое короткое время существования уже доказала свою действенность, еще более эффективной и важно — интегрированной в общий контекст развития адвокатуры. Организацию предоставления бесплатной правовой помощи НААУ еще не способна осуществлять. Возможно, в будущем мы и будем ставить вопрос о функционировании созданных государством центров в системе органов НААУ. Впрочем, этот вопрос может стать актуальным не ранее, чем через определенное количество лет, когда и построение системы юридической помощи будет завершена, и органы адвокатского самоуправления укрепятся. Координационным центром по оказанию правовой помощи и его территориальными отделениями сегодня проводится большая системная работа. С одной стороны — это регулярное повышение квалификации адвокатов, привлеченных к оказанию бесплатной правовой помощи, и содействие обмену опытом между ними. С другой стороны, эти адвокаты благодаря участию в десятках и сотнях уголовных производств за короткий промежуток времени приобретают немалый опыт применения нового уголовного процессуального законодательства. Уверена, что такое сочетание на основе системы защиты, гарантированного государством, даст почву для воспитания нового поколения адвокатов, опытных и профессиональных.

Ред.: С каждым годом растет привлекательность нашей страны для хозяйствующих субъектов других государств. Соответственно, увеличивается количество иностранных юристов, желающих работать в Украине. Думали руководители органов адвокатского самоуправления Украины над условиями, на которых иностранные адвокаты могут заходить на отечественный рынок по оказанию правовой помощи? И какие возможности и условия допуска украинских адвокатов предусмотрены в мире?

Л.П.: Адвокат иностранного государства может осуществлять адвокатскую деятельность в Украине с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Отдельно для иностранного адвоката эти особенности не определены, поэтому именно на них сосредоточился САУ, принимая решение о порядке включения адвоката иностранного государства в Единый реестр адвокатов Украины. Он должен предоставить сведения о том, что он имеет статус адвоката в другом государстве, сведения о своей профессиональной истории адвоката, а именно: в какой области права он практикует, привлекался он к дисциплинарной ответственности — об этом мы требуем соответствующие подтверждающие документы от органа адвокатского самоуправления государства происхождения адвоката. Среди особенностей есть и такие, что адвокат иностранного государства должен предоставить сведения, с кем из украинских адвокатов он уже заключил или должен заключить партнерский договор в случае, если он будет вести дела в судах Украины. Он также платит ежегодные взносы на обеспечение реализации адвокатского самоуправления, но в большем размере, чем украинские адвокаты. Условия допуска украинских адвокатов к работе в других государствах очень разные. Как правило, украинские адвокаты допускаются для консультирования исключительно по вопросам украинского законодательства при наличии соответствующих международных договоров между Украиной и соответствующим государством.

Ред.: По Вашему мнению, изменилась жизнь украинской адвокатуры за этот год? Если да, то в чем отразились наибольшие изменения?

Л.П.: Время поставило перед украинской адвокатурой требование доказать свою зрелость и, по моему мнению, мы, собственно, сейчас и проходим это испытание.

Перевод «Адвокатское бюро» август 2013 № 1 (1)

По материалам: НААУ
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.